Идеей попасть в Марокко я бредил давно. Проскакивали отчеты на профильных сайтах, один минибус попал из Волгодонска, ребята с Украины на FJкрузере… с жадностью странника впитывал фотографии. Пакетные туры меня не устраивают уже более 10 лет. В них ничего толком не увидеть и не узнать. Нужно попасть внутрь происходящего, в самое, так сказать, пекло!

Дорожка в Европу и, собственно, до Италии была протоптана давно. Первая поездка в Италию состоялась еще в 2008 году на пикапе. На данный момент штампов в паспорте с машинкой, наверное, столько же сколько и с самолетиком. И немного с корабликом.

Машина – Тойота ЛендКрузер Прадо 150 Арктиктракс на 35 колесах 2014 года, 3л дизель с пробегом под 100 000 км. Машина очень нравится и используется только «на дальняк», по городу не ездит. Берегу для больших дел!


Итак. План был достаточно простой. Добраться до Италии. В Генуе загрузиться на паром и оказаться в Марокко. Мысль бежала каждый день, я пробовал поспеть за ней и утром перед завтраком, и в пробках и, собственно, отвлекался на работе. Анализ информации в интернете дал следующие вводные данные:

— Москва-Белоруссия-Польша-Германия-Швейцария-Италия – это 3000 км.
— паром Генуя – Танжер – это 48 часов движения и 2000 км по морю.

Практически невозвратный шаг – покупка билета на паром, трехместная каюта с окном (без окна чуть дешевле, но двое суток!), одно место без питания и место для машины (даже с силовым задним бампером с колесом и багажником на крыше вписывается в штатные размеры посадочного места под авто – 5м длины и 3 метра высоты). Билет туда-обратно был куплен в начале мая, распечатан и повешен на видное место.

7 ноября старт в Генуи и обратно 28 ноября из Танжера.

Как-то ну очень быстро пролетело лето и мне стало понятно, что до выезда-то остается всего месяц. В одну из суббот, по заранее придуманным эскизам, выпиливаю из фанеры спальник в машину (ну на всякий случай, пригодился один раз), выдвижной стол и т.д. – про спальник отдельно и потом.

За неделю на полу дома выкладывается весь шмурдяк (уже без списков), потом нежно пакуется по японским ящикам, под которые сделан спальник и аккуратно пакуется в машину. Так как человек запасливый, беру с собой три канистры под воду и три канистры под топливо… ну Африка же, нет воды, нет горючки…ха, не пригодились ни разу. Пригодилась только канистра-рукомойник. Заправок полно, заправляться под горло при пол-баке.
Не имел представления о диких стоянках в Марокко. Много читал о наличии кемпингов, практически в каждом уголке. Так и вышло – кемпинги с водой (не всегда горячей), но огороженные и тихие, радовали меня на всем протяжении пути.

В общем, машина собрана.
Целое приключение – застраховать машину на Марокко.

— Алло, вы машину на Марокко застрахуете?
— Вы что, из Марокко приехали?
— Нет, я еду в Марокко, на русской машине.
— На Ладе?
— Нет, с русскими номерами.
— А. Нет, не страхуем.


Ну и в таком духе.

На горячей линии Ингосстраха сказали, что застрахуют, поехал в офис. Пробки, потом очередь. Там отказали! Так как уже потерял 3 часа, задержался и потратил 10 минут на автограф в жалобной книге. Перезвонили на сл.день, извинились и пригласили во второй раз. Но были посланы. Застраховался через агента в РЕСО, огромное ему спасибо за это, нашел, помог. Машину застраховал на 50 дней. На всякий случай долгого возвращения.
Для выезда за границу россиянам необходима медицинская страховка. Ее я оформил быстро в Альфастраховании.
На всякий случай получил за один день международные права.
Полный комплект документов на выезд был готов за 2 недели до старта. Я был спокоен. Подкупил немного продуктов, что были благополучно конфискованы на границе…даже спорить не стал.

Помыл машину. Лег спать. Утром проснулся и поехал.


На дворе было утро 2 ноября. В Штутгарте меня ждал хороший знакомый, с которым мы чудесно прокатились по Патагонии, потом в Швейцарии меня ждал еще один знакомый. Дорога растянулась на 5 дней с дружественными ужинами и беседами с иностранцами на немецком языке.

От Москвы до Генуи спокойно можно пройти за 3 дня. Но, у меня был запас. И я прекрасно не торопясь добрался до порта Генуи, где встал на паркинге погрузки на паром. Ночевка перед паромом


На билете написано – явиться за 4 часа до отправления парома. Отправление парома в 23:00. Я прибыл около 14:00. Парковка была заполнена на 30%. Европейские машины, которые не купили румыны и албанцы, едут умирать в Африку. Окно регистрации не работает, но все марокканцы, разбившись на группки, активно что-то обсуждают, иногда на повышенных тонах.

Практически у каждого автомобиля (легковушка или минибус) на крыше был закреплен груз размером с машину… Все вещи, которые отслужили свой срок в Европе, отправлялись «работать» дальше в Марокко...


Около 16:00 открывается первое окно, где нужно «зачекиниться», предоставив распечатку билета на паром, паспорт и документ на машину (который даже не посмотрели). Получив квиточки на машину и каюту, слушаю шум порта. Это, конечно, отдельная жизнь, движуха. На паркинг вкатывается огромный немецкий грузовик Мерседес.

Дитер с женой Уте и собакой отправляется в семимесячное путешествие до Тимбухту. В день планируют проезжать не более 50 км. Надпись «биодизель» на баках – от воришек, которых смущает непонятная приставка «био» и они не лезут. В Африке были уже 4 раза, минимум по полгода.


За разговорами и чаем пролетает еще час и на паркинг приезжают мои немецкие знакомые Рене и Сюзан на бундесверовском Фольксвагене LT45. Их цель – покататься по Марокко на мотоциклах. Вместе мы проведем всего 5 дней и они уедут покорять пустыню, встанут где-то лагерем и будут эндурить, а я дальше кружить по стране.

Познакомился с ними на границе с Монголией в 2011 году, после этого неоднократно пересекались (и в Германии, и в Москве). Очень позитивные и дружные ребята. Отличаются чуть более практичностью чем мы, полностью отсутствует понятие «авось» и «там посмотрим что будет». Все продумано..


В 18:00 подходит паром из Марокко, на который нам нужно будет сегодня загрузиться. В 19:00 открывается окно паспортного контроля, в который необходимо подать паспорт и заполненную миграционную карту. После часового толкания в очереди, мне ставят итальянский штамп с корабликом о выезде из страны.
Погрузка начинается около 20:00. Неразбериха. Полупустой паркинг (т.е. загрузка парома не полная), но все участники процесса загрузки думают, что они последние и им не хватит места внутри. Толчея, суета, непонятная движуха. Спокойно дожидаюсь своей очередности и вот она — точка невозврата. Я на пароме.

По узким лестницам поднимаюсь на 7 палубу, меняю талон со штрихкодом на ключ от каюты…
Паром огромный. 2 палубы для легковушек, огромная палуба для джипов и минибусов, палуба для грузовиков. Три жилых этажа. Совсем не новый, но и не развалина. Каюта чистая, туалетная комната опрятная, вытяжка работает...

Так как на пароме не в первый раз, заранее заготовлена сумка с продуктами на двое суток, плюс запрещенная на паромах газовая горелка для горяченького. Немецкое меню отличается от русского. Они удивляли меня, а – их...


Использование газовых горелок категорически запрещено, но кушать-то хочется. Двое суток. По заранее оговоренному графику встречались в каюте у немцев, готовили, кушали, общались. Аккуратно, в ванне, с включенной холодной водой работала горелочка. Завтрак, обед и ужин. В ресторан и бары на пароме не ходил, цен не видел.

Ветер очень сильный, особенно на Гибралтаре. Всю дорогу паром идет вдоль берега, можно рассмотреть все побережье. Конечно, красиво! Но очень ветрено, солнце летнее.


На второй день движения объявили по громкой связи, что бы шли в ресторан оформлять документы. Марокканский пограничник, опрятно одетый и приятно разговаривающий, взял паспорт, поставил туда марокканский штамп (с индивидуальным номером), внес меня в компьютер и удивился, что я из России. Кстати, европейских туристов полно, Марокко – ворота в Африку, потом это подтвердили бесконечные встречи на африканском континенте.

Почему-то разволновался на выезде с парома. Ночь, тепло, колеса машины касаются африканской земли. Непередаваемые ощущения!

Около 40 минут простояли в очереди на КПП, заполнили декларацию на ввоз автомобиля (на обратной дороге ее забрали). Никто не смотрел даже на номера, не то что на таблички с VIN или номер на раме. И никто не смотрел чем набита моя машина. (Привет белорусам!)

Диалог с пограничником:

— Турист?
— Да.
— Откуда?
— Из России.
— Добро пожаловать!


Меняем деньги сразу после КПП. 1 доллар/евро около 10 дирхамов. И в ночь.


Почему я выбрал именно паром из Генуи.
От Москвы до Генуи 3000 км по дороге.
Далее от Генуи до Гибралтара по суше 2000 км. По воде тоже.
Я откровенно не понимаю желание людей ехать до Гибралтара еще двое суток, заправляться дорогим топливом, крутить одометр и тереть покрышки, работать рулем, платить за проезд по платным дорогам и ночевку в отеле и «быструю» переправу, когда все можно сделать гораздо удобнее. Купить билет на паром, поставить машину в трюм и двое суток лежать. Ни тебе заправок, ни тебе платных дорог. По времени тоже самое, но ДЕШЕВЛЕ. Я за паром!


Выезжаем на трассу. Платные дороги в Марокко есть, очень хорошего качества и все обозначены, как в навигационных картах (и бумажных и электронных), так и на дорожных знаках.
Ночь в Марокко, скажу я вам, черной стеной. Нам в сторону Юга. Фары выхватывают какие-то строения, людей, ослов, раздолбанную технику… Ориентируясь по карте в планшете, сворачиваем на второстепенную дорогу… еще немного до грунтовой дороги, сворачиваем на нее, забираем резко вверх, находим площадку… вдалеке надрываются собаки, огоньки каких-то строений. Вокруг каменистая почва и жесткая высокая трава-кустарник. Принимаем решение о дикой ночевке. Сон приходит сразу.

Утром просыпаюсь от разговора людей не на нашем языке, совсем не на нашем. Человек 50 проходит мимо палатки, но никто не останавливается. Высовываюсь наружу, видимо народ из верхней деревни шагает на заработки вниз. Кто чего тащит. Ведут ослов, несут кур привязанных к палкам, какие-то тюки, свертки, канистры и т.д. Все улыбаются, здороваются, машут. Неожиданно.


Завтракаем в жилой будке у немцев и потихоньку спускаемся с горы на трассу и держим направление на Мекнес.
Первая заправка – 10 дирхамов за 1 литр дизеля, к концу поездку дизель подешевел до 8,6 дирхамов. Полный бак. Не дымит, не трясется. Но на всех заправках присутствует присадка от TOTAL и заправщики ее настойчиво рекомендуют. Ни разу не воспользовался (инспекцию ТНВД пока не проводил, без комментариев).
Понятие КАССА на марокканских заправках отсутствует. Заправщик, когда лучше одет, когда грязный как бомж, пересчитывает ваши денежки, дает сдачу, прикладывает ваши купюры к толстой пачке таких же денег и убирает во внутренний карман куртки. Сценарий на всех заправках одинаковый. Ни чеков, ни отчетности… На платных трассах заправки по европейским стандартам, с туалетами, кафе и магазином. В остальных местах – картины, подобно описанной.


Бундесверовский грузовичок жрет дизеля под 30 л на 100 км и на одну мою заправку приходится три кемперовских.

Мотоциклы, закрепленные на корме, дают интересную продольную раскачку, которая усугубляется состоянием марокканских дорог и не дает разгоняться более 80 км/ч. Но и в этом есть огромный плюс, мы много останавливаемся, фотографируем, любуемся, перекусываем в кафе. Цель немецких туристов – добраться до Сахары, расчехлить там эндурики и вжарить по пустыне несколько дней. В общем, мы не спешим. 200-300 км в день дают очень положительный эффект от восприятия страны и путешествия в целом.
Придорожная торговля развита очень хорошо. Разной степени палаточки, павильоны, развалы и т.п. присутствуют на протяжении всего Марокко.

Фрукты, овощи, тряпки, посуда, сувениры, минералы и т.п. В первый же день путь мы начали заряжаться витаминами – гранаты, яблоки, мандарины… все по 30 р/кг, что и продолжалось на протяжении всей поездки. Все очень вкусное, свежее и очень бюджетное.

В Мекнес попали уже на закате. Паркинг 20 дирхамов около Медины. Пока шли до старой Медины к нам подошел приятный марокканец и на хорогем немецком предложил показать город. Сторговались на 200 дирхамов (просил 500), но и это дорого, следующим туристам совет – поведут и за 100, им делать все равно нечего. Ну мне так кажется.
Народ живет очень небогато, но есть и очень дорогие двери. За каждой дверью скрывается 2-3 этажа комнат с внутренним двориком.


На улицах много мужчин и детей. Редкие женщины не очень были рады моему объективу. Поэтому, если вы хотите побольше портретов (а их нужно здесь хотеть) берите с собой телевик.

Как и все экскурсии, эта закончилась в сувенирном магазине – в нашем случае – в огромном магазине ковров. Есть арабские ковры и есть берберские. Очень интересный продавец, не нужно покупать билеты в цирк. Узнав, что я из России, раз 10 просил у меня бутылку водки. Водка, по его словам, наполняет его жизненной силой и позволяет с женщинами чувствовать себя самцом.

В Марокко огромное количество уличной еды. Все очень вкусно. Местные потребляют ее тоннами. Есть на любой вкус. Все очень не дорого. Рекомендую, бояться тут нечего.

Далее сокращу описание, так как большинство здесь знакомо с бытом поездок. Подъем в 7:00, завтрак, сбор лагеря, выезд в 9 утра, умеренное движение по второстепенным дорогам, обед около 13:00, снова перемещение, установка лагеря с 16…16:30, так как в 17:30 уже темно, с 20:00 уже сон. Разница во времени с Москвой +3 часа, так что режим был достаточно комфортный.

Нитка маршрута – Танжер Мед – Шефшауен – Мекнес – Фес – Азру – Тимадит –Мидельт – Эррахидия – Мерзуга. А в Мерзуге начинается пустыня Сахара!


Отправляясь вечером на экскурсию в очередной город, предложил немцам поехать на моей машине. Сказано – сделано. Освободил заднее сидение и поехали. Погуляли, поели, садимся в машину ехать назад, а ни телефонов, ни навигации, даже бумажной карты нет с собой, все в лагере. Есть только название населенного пункта у которого расположен кемпинг… 2 часа по границе города с расспросами – все показывают в разные стороны!!! Кто-то говорит «два перекрестка прямо, потом направо», кто-то говорит «два раза налево»… даже полицейские показывали в другую сторону… сменили тактику – подъезжали в группе людей, называли (громко) название деревни, в группе возникал маленький спор, но люди приходили к общему решению и руками указывали нам направление… со смехом и прибаутками далеко затемно мы были дома.



Выруливая на очередной серпантин совсем не асфальтной дороги, навстречу мне показались два человека в стандартных марокканских заматухах. При приближении к ним, удалось рассмотреть автоматы у них в руках. За 20 метров до доброжелательных аборигенов я совершил спокойный разворот и быстро поехал обратно.



В северном Марокко, как удалось выяснить позже, полно плантаций с «чудо-травой», которую они выращивают, обрабатывают и тут же отправляют в Европу, не забывая предлагать ее туристам и в собственной стране.



Основной едой в Марокко, конечно же, является баранина. В различных видах. Но в придорожном кафе есть 2 вида блюд, холодное и горячее. Салат и мясо. Если с салатом все более-менее ясно, то блюдо с мясом называется ТАЖИН. В глиняном сосуде (на фото) мясо с овощами томиться на углях. Добавки к мясу – картошка, перец, помидоры, лук, даже чернослив. Шикарно. За всю поездку – не надоело. Вкусно, не дорого, от 50 до 70 дирхам за порцию. Два раза пробовал кус-кус, не впечатлил.

Пара историй из будней
Отправляясь вечером на экскурсию в очередной город, предложил немцам поехать на моей машине. Сказано – сделано. Освободил заднее сидение и поехали. Погуляли, поели, садимся в машину ехать назад, а ни телефонов, ни навигации, даже бумажной карты нет с собой, все в лагере. Есть только название населенного пункта у которого расположен кемпинг….2 часа по границе города с расспросами – все показывают в разные стороны!!! Кто-то говорит «два перекрестка прямо, потом направо», кто-то говорит «два раза налево»… даже полицейские показывали в другую сторону… сменили тактику – подъезжали в группе людей, называли (громко) название деревни, в группе возникал маленький спор, но люди приходили к общему решению и руками указывали нам направление…со смехом и прибаутками далеко затемно мы были дома.
Выруливая на очередной серпантин совсем не асфальтной дороги, навстречу мне показались два человека в стандартных марокканских заматухах. При приближении к ним, удалось рассмотреть автоматы у них в руках. За 20 метров до доброжелательных аборигенов я совершил спокойный разворот и быстро поехал обратно. В северном Марокко, как удалось выяснить позже, полно плантаций с «чудо-травой», которую они выращивают, обрабатывают и тут же отправляют в Европу, не забывая предлагать ее туристам и в собственной стране.

На заправке ко мне подбежал мальчик, долго и упорно что-то мне говорил на арабском, повторяя какой-то свой важный вопрос. Получив три конфеты, не отстал, а продолжил свою пластинку. После подтянулся его отец и брат. И уже на французском рассказали мне, что им нужны деньги. Ангажировал две пачки макарон. Поблагодарили. Не наглые.


В одном из кемпингов, уже ночью, познакомились с голландцами, которые на мотоциклах с серфами искали волны по всему Марокко.
Они захотели выпить с русским, но у них не вышло и они были буквально озадачены. Долго расспрашивали именно про Магадан. Получили в подарок кейс TSUNAMI, быстро засунули туда два своих несвежих паспорта и обещали показать Амстердам.


О кемпингах в Марокко

Это огороженные каменным забором участки. Территория поделена на сектора, побольше-поменьше, для удобства размещения разного вида техники. Каждая площадка оборудована фонарем (обычно с включателем) и электророзеткой. Совсем хорошие кемпинги оборудованы боксами для слива канализации, забора новой воды для автокемперов. На территории присутствует отдельно стоящее здание с туалетами, душами и раковинами для мытья посуды. Иногда, в больших кемпингах, этих зданий несколько для удобства граждан. Стоимость этого удовольствия от 50 до 100 дирхамов за одну машину, двух человек и палатку. В некоторых кемпингах берут дополнительную плату за подключение к интернету и электросети (2-10 дирхамов). В одном попросили 15 дирхамов за доступ к горячему душу с человека.
При некоторых кемпингах есть небольшие рестораны, меню в них не отличается разнообразием, но везде было очень вкусно.
Много информации о кемпингах в Марокко на французских сайтов автокемперов. Ссылки, фотографии, подробные описания.
Я же, руководствовался программой навигации, выбирал кемпинг в интересном мне месте и просто приезжал туда ночевать. Ставил палатку, готовил ужин, принимал душ и заваливался спать.
Я же, руководствовался программой навигации, выбирал кемпинг в интересном мне месте и просто приезжал туда ночевать. Ставил палатку, готовил ужин, принимал душ и заваливался спать.


В Марокко начинает светать в 6 утра (время – минус три часа от Москвы), а вот темнеет уже в 17:30. Конечно, опыт и электрическое освещение шикарно помогают в установке палатки по темноте. Так же, используя на своем пути кемпинги, путешественник лишен временных затрат на поиск места для лагеря. Найти площадку под палатку-две-четыре не составляет труда, свернув на любую грунтовку. Опыт первой дикой ночевки показал, что ничего в этом страшного нет. Каждый выбирает, что ему по душе.

Все смотрели «Достучаться до небес», где было очень много разговоров про океан (в Марокко, кстати, он присутствует, и мы еще до него доберемся). Океан – хорошо. Но что-то есть необъяснимое в пустыне, какая-то неизведанная сила.


Всю ночь из пустыни волнами находят звуки песен из лагерей берберов. Нарочито рванный и неровный ритм с пригортанным пением… там просто надо быть, слышать. Сразу переносишься на 500 лет назад минимум. В этот раз не удалось попасть и увидеть живьем, но в следующий раз обязательно. В общем, закат и рассвет в пустыне ни чуть не хуже чем на океане… Рекомендую к посещению. Фотографии не передадут этот момент перехода из бессознательного в осознанное… Надо ехать.



На участке Эль-Риссани – Альниф – было чувство, что еду по Монголии, только трясет меньше. Те же бурые камни, сдержанный пейзаж. За этим и ехал. Полное отсутствие трафика, людей, пустынно и ветрено. Представляю, что тут творится летом… Огромная сковородка поджарит кого угодно.



В Марокко есть несколько мест с древними петроглифами.


Выбрать какой вам интересен и близок к посещению можно на на этом сайте — megalithica.ru/marokko.html
Самый удобный мне оказался Ait Ouazik (30.928671 — Долгота -6.891139) — древнее наскальное искусство на реке Драа. Возраст петроглифов около 4'500 до н.э. — 2'000 до н.э. Меня эта тема интересует давно, даже машина в петроглифах, поэтому – мимо марокканских древних рисунков ну никак я не мог проехать мимо.
Обедаю тажином в кафе в Тазарине, ко мне подходит опрятный марокканец лет 35 и на хорошем английском заговаривает со мной на туристические темы «кто, откуда, куда». Потом показывает мне несколько фоток на новом смартфоне – а там, ребята, петроглифы! И говорит, давай я тебя туда провожу за 500 дирхамов. Я спрашиваю далеко ли? Он говорит на твоей машине не долго, около часа-полтора туда-обратно. Сговариваемся на 200 дирхамов, угощаю его кофе, и мы выезжаем. Около 7 км уверенного асфальта, а вот потом 22 км камни с камнями на камнях. Но мой новый знакомый Рашид, говорит, что люди и на обычных машинах тут ездят, правда, выходит очень долго и иногда резина в минус (GPS-точки поворота с трассы и точка самих петроглифов в наличии, обращайтесь, кому интересно). Колея идет вдоль реки Драа, реки нет, но во время дождей со слов Рашида эта дорога недоступна – поток.
Заезжаем на горочку, оставляю машину на огороженной камнями площадке и идем смотреть. Место из двух «полян». На возвышенности стоит стандартный марокканский домик с припаркованным китайским мотоциклом – это смотрителя.


Смотритель – хороший друг Рашида, получает официальную зарплату от государства (1200 дирхамов), следит, чтобы камни с рисунками не растаскивали. За последние 20 лет их количество уменьшилось на 50%. Если люди приезжают сюда на подготовленных кемперах – почему же не увести себе во Францию красивый сувенир. Многие годы камень с рисунком будет радовать владельцев маленького тихого дворика…
Сейчас все камни обтянуты проволокой на уровне щиколотки, но трогать можно. Время было после полудня и свет позволял выхватить нужные фактуры.

И какие можно сделать выводы? Все животные современной центральной Африки жили на территории Марокко какие-то две-три тысячи лет назад…

Один вопрос остался открытым – почему на изображениях нет ни одного человека? Возможно, камни с картинками людей уехали в виде сувениров…
Место интересное, рекомендую к посещению. Потом был двухдневный переезд в сторону пустыни.

Камни, кругом камни и бурый песок. Каждая остановка — обязательно минимум 1700 камней на сотку. Разных размеров. Обычно, камни сортировались и по цвету. Но встречались места с сумасшедшими замесами различных текстур.


Через 50 км после Загоры в городке Тагонит официально заканчивается асфальт. Дорога просто упирается в пустыню, в самую настоящую Сахару. Вот где кипит оффроудно-эндурно-атэвэшная жизнь! Каждое первое здание – прокат и сервис всевозможных мотоциклов, багги, квадриков, джипов и, ха, верблюдов. Кто не пробовал прогулку на верблюде – можно попробовать один раз, не долго и не далеко, а то придется спать стоя. Внедорожные качества автомобиля прошли полную проверку.



В Сахаре невозможно определить твердость поверхности «на глаз», песок и песок. 30 минут едешь уверенно, выпуская из под колес красивые фонтаны, а потом 30 минут копаешь. Хорошо, был партнерский бундесвер, который страховал лебедкой. Упражнения со стропой оказались бесполезными, зарывались обе машины, так как грузовик был много тяжелее и сразу «садился».

В одну машину строго не рекомендуется соваться в дюны. Приключение будет утомительным. На посещение Сахары нужно закладывать минимум три полноценных дня и две ночевки. Вот тогда-то для вас будет ночная жизнь в пустыне: звездное небо и доносящаяся из темноты музыка берберов…

После знакомства с Сахарой наш дружный коллектив двинул на просмотр ущелья Тодра и ущелья Дадес. Но и по обычной марокканской дороге было чем удивиться!

Горы Высокого Атласа манят туристов. Особенно альпинистов и походников. Очень интересный ландшафт и маршруты средней тяжести, которые я бы сравнил с кавказскими. Я попытался совместить оба ущелья в один день и это хорошо получилось.


Конечно, рулежки было много, но большие колеса и опыт позволяли уверенно штурмовать горные каменистые дорожки. Стартовали от кемпинга на входе в Тодру… четырехсот метровые скалы, упирающиеся в небо, узкая дорога… и сувенирные магазины прилепленные к стенам. По возможности, ущелье нужно идти пешком, а проезд машины снимать с квадрокоптера в режиме «фоллоуми». Задираем головы на стены и что мы видим – множество альпинистов-скалолазов болтаются на страховках, покоряя эти отвесные стены. У каждого свой кайф. Оказывается, для испанцев и французов – ущелье Тодра является основной тренировочной базой перед сложными восхождениями.

В общем, по камням и камушкам, по слабо наезженной колее, двинул по ущелью Дадес вниз.
Перед нами открылось ущелье Дадес, которое в отличие от Тодры есть во всех путеводителях.

Это резкий серпантин, сбегающий вниз на 500 м. Как скажут раллисты «шпилька за шпилькой». Но сложности подъема и спуска нет. Самый красивый вид наверху.
Это резкий серпантин, сбегающий вниз на 500 м. Как скажут раллисты «шпилька за шпилькой». Но сложности подъема и спуска нет. Самый красивый вид наверху.


Вы смотрели фильмы «Троя», «Страсти Христовы», «Бен Гур», «Астерикс и Обеликс» и «Игры престолов»? Тогда вам обязательно нужно выделить пару часов для посещения этого знакового для всех киноманов места.

Чудесные декорации на открытом воздухе… огромный каменный город…из пластика… да-да, эти стены древнего года мы видим на экране каменными… Это синема, друзья! Интересно побывать в этом мире изнутри.
Чудесные декорации на открытом воздухе… огромный каменный город…из пластика… да-да, эти стены древнего года мы видим на экране каменными… Это синема, друзья! Интересно побывать в этом мире изнутри.

При студии есть небольшой музей с костюмами. Наряды древних принцесс, чучела трупов, космическая форма рейнджеров и т.п. Павильоны в Уарзазате востребованы из-за своей низкой рабочей стоимости. Много голливудских проектов делается именно в марокканских ангарах. Актеры и весь приезжий персонал проживает в городе в пятизвездочных гостиницах. И это дешевле, чем снимать в Голливуде.

Если вы в Марокко на машине, то просто не имеете права проехать мимо этой достопримечательности! Находится оно чуть севернее города Сиди Ифни. По стечению обстоятельств, одна из арок, самая красивая, рухнула за неделю до старта экспедиции, осталось две.
Утесы, гордо охраняющие сушу от моря, длинная набегающая волна, геометрия арок… Здесь нужно просто выдохнуть, неспешно погулять босиком. Напитаться энергией и под завершение – закат, как феерия чувств, как признание в любви Моря и Солнца.
Утесы, гордо охраняющие сушу от моря, длинная набегающая волна, геометрия арок… Здесь нужно просто выдохнуть, неспешно погулять босиком. Напитаться энергией и под завершение – закат, как феерия чувств, как признание в любви Моря и Солнца.


Остановлюсь только на одном городе. Марракеш – город-рынок, город-муравейник, город-трафик. Бегущие дети, замершие старики, скрытые хиджабами женщины, сидящие в кафе мужчины, снующие мопеды, ослы, мясные лавки вперемешку с сувенирными…все это загнано в узкие улочки и приправлено сверху призывами к молитве… ух! Это Марракеш.

Много раз слышал выражение «В Греции всё есть». Это говорят те, кто не был в Марракеше. Вот где по настоящему все есть. А если это еще старое и самодельное, то этого будет еще и несколько видов.
Много раз слышал выражение «В Греции всё есть». Это говорят те, кто не был в Марракеше. Вот где по настоящему все есть. А если это еще старое и самодельное, то этого будет еще и несколько видов.


После Марракеша был бросок на север – в Шефшауен. Маленький, притаившийся на склоне горы, нежно-голубой город… что еще нужно, чтобы проститься с Марокко.

Этот город обязательно должен быть включен в программу любого визита в Марокко! Я встречаюсь в заранее обозначенном кемпинге со своими немецкими друзьями, которые чудесно отэндурили по Сахаре все мои дни путешествия… Ливень стеной.
Этот город обязательно должен быть включен в программу любого визита в Марокко! Я встречаюсь в заранее обозначенном кемпинге со своими немецкими друзьями, которые чудесно отэндурили по Сахаре все мои дни путешествия… Ливень стеной.


Огромное количество путешественников в Марокко. Просто встречаются на каждом шагу! Практически все открытые и общительные люди, спешащие угостить какой-нибудь вкусняшкой со своего стола (или даже из холодильника). Все интересуются «откуда и куда», очень удивляются, так как автопутешественников из России в Марокко практически нет. Автомобили туристов разной ценовой категории. 70% — автокемперы на базе Ситроена или Фиата с пенсионерами внутри, которые меняют дождливую европейскую зиму на приятное африканское солнце и большую экономию расходов. Потом идет индивидуальная молодежь, сорвавшаяся на каком-нибудь старом Фольксвагене или Рено в путь, экономящие на всем, но едущие за сильнейшим зарядом марокканской энергетики.

Ну и супер-класс (10% от общего числа) – кемперы на базе грузовиков…эти ребята вкусили вкус экспедиционной жизни… дневные пробеги составляют не более 100 км. Нам, русским, учиться и учиться такому подходу к отдыху.
Ну и супер-класс (10% от общего числа) – кемперы на базе грузовиков…эти ребята вкусили вкус экспедиционной жизни… дневные пробеги составляют не более 100 км. Нам, русским, учиться и учиться такому подходу к отдыху.


Всего 19 дней в Марокко! Так мало видел, так мало понял и сколько хочется узнать еще!

А ведь еще была дорога домой в 5000 км… Опаздывающий на 12 часов паром, пиццерийная Италия, штрудельная Австрия, пивная Чехия, капустная Польша, сгущенномолочная Беларусь и снежная Родина. Но это была всего лишь дорога домой.


10 декабря я вернулся домой.

Вместо завершения.

Современный Мир до нельзя сократил расстояния и время. Сидя за партой в своей деревенской школе, я и не мечтал, что когда-то за рулем собственного автомобиля доеду до Африки.

Марокко многогранно. Цвета, вкусы, настроения, звуки… все это замысловатыми узорами вплетено в берберский ковер, который я буду рассматривать сидя у камина долгими вечерами, планируя следующую экспедицию… ну невозможно узнать страну за один раз!

Вернувшись домой, первое, что хочется сказать: Ребята! А Африка – то рядом!

Обожаю уроки географии с натуры!
Какой-то неведомый африканский вирус поселился во мне и не дает покоя. Я часто смотрю на карту и понимаю, что вот Алжир с Тунисом, и Мавритания, вот и Мали, а вот и знаменитый Сенегал… а тут Тимбухту… все рядом…

Еще больше фотографий доступно на сайте автора

13 комментариев

popovaleks
В закладки! На будущее! Благодарность за информацию!
ls78
9 октября 2017 года я снова стартую в Марокко. Билет на паром уже купил.
vesna
если не секрет, где бронируете билеты на паром и какая цена вышла?
пытаюсь прикинуть бюджет для такой поездки, очень хочется побывать на красной земле :)
ls78
www.directferries.ru
в этом году там появился русский язык.
Сейчас машина + 2 человека, каюта с окном и без питания = 80тр.
Скидка.
После майских будет дороже… около 100-110 тр.
Это в обе стороны Генуя — Танжер-Мед — Генуя
vesna
ух, спасибо!
micromaster
Смотрю, у некоторых немецких кемперов резина разная. Экономят?
ls78
нет, сложный размер, внедорожную резину такого размера (грузовику 30 лет), перестали выпускать все производители
есть только шоссейка
вот и собрано «с миру по нитке»
в РФ искал, не нашел.

Continental LCS Offroad 265/70/17.5
Перестали выпускать год назад, нигде нет.
micromaster
ого, так и не подумаешь.
Кстати, может запилите небольшой обзор «бендеровской» будки? :)
ls78
К сожалению, нет фоток внутри, без этого отчет не будет полным (ну и времени, честно говоря, нет на это)
ls78
27-28 мая планирую быть в Мюнхене на фестивале
бендеровская будка должна быть. Специально максимально сфотографирую для вас и сделаю обзор.
atamanLeha
Такие путешествия никогда не забываюсь…
DimasGorevoy
Очень круто. Спасибо за статью. Я понимаю что Вы на ЗОЖе, но вопрос: как там обстоят дела с алкоголем? Пиво можно купить по дороге?
ls78
Просто так не купить, только в спец.магазинах в крупных городах. В обычных супермаркетах алкоголя нет.
Банка пива 0,33 в Марокко стоит 4-5 евро…

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: