Перед тем как отправиться в экспедицию «Полюс холода», я много от кого слышал, что, скорее всего, столкнусь с наледями. Они очень и очень опасны, с ними нужно быть предельно аккуратным и внимательным, — всё это я знал. Однако, зная лишь теорию, трудно представить себе такое явление в реальности.


Даже при сильных отрицательных температурах на якутских реках бывает много воды вперемешку со льдом. На местном наречии это явление называется «тарын», русскоязычные же якуты используют слово «наледь». Суть такова: вода выплескивается или просачивается из-под толщи льда через трещины, это происходит из-за избыточного давления. Оказавшись на поверхности же, она очень быстро замерзает на воздухе. Если для легковых машин это не слишком опасно, то для тяжелых фур – весьма и весьма.



На первом участке пути от Иркутска до Оймякона с наледями мы не сталкивались, хотя и оказывались на зимниках, порой, очень труднопроходимых. Самое интересное и опасное началось приблизительно после поселка Тополиное и дальше вплоть до самого Тикси. В полной мере мы осознали масштабы этого природного феномена, когда ехали по рекам Нельгесе и Адыча.



Там мы впервые увидели главный кошмар местных дальнобойщиков – вмерзшие в лёд КамАЗы, один за одним они встречались на нашем пути. Некоторые из них мы смогли сфотографировать, пообщались с водителями.
Одна фура вмерзла только чуть-чуть, льдом прихватило колёса. Когда мы встретили ее на обратном пути, ее уже почти освободили из плена.



А вот желтый КамАЗ, например, провалился под лед еще в январе. Уже больше двух месяцев водитель вынужден жить рядом с ним. К нему на помощь приехала бригада, они постепенно достают машину из-подо льда старым «дедовским» способом. Так когда-то вымораживали корабли, застрявшие во льдах северных морей и рек.
Принцип простой. Сначала нужно замерить где-то в отдалении толщину льда, а затем выпиливать лед вокруг машины аккуратными блоками. Главная задача – не доходить до уровня воды. Если это случится, вода под давлением хлынет в эту выпиленную «ванну» и быстро замерзнет. И все многодневные усилия, понятно, пойдут насмарку.

Так живут водители провалившихся фур.


Все местные знают простую формулу, по которой удобно рассчитывать толщину промерзания воды. Если температура воздуха, допустим, -50 градусов, то толща воды промерзает примерно на 50 сантиметров за одну ночь. Если -20, то на 20 сантиметров, и так далее.

Следовательно, если в холодную погоду выпилить лед почти до самой воды, то за ночь река промерзнет в этом месте дальше, вглубь. И на следующий день можно пилить еще глубже, и так день за днем, пока машина не окажется на поверхности. Дальше машину цепляют тросом и резко сдергивают.



Опасности при этом процессе две. Первую я уже упоминал: можно случайно пропилить лед до воды и всё тогда зальёт. Еще одна опасность – не успеть извлечь машину до ледохода. Тогда фуру просто сожмет и искорёжит льдинами, и восстановлению после этого она уже не подлежит.
Мужики бьются за машины до последнего, потому что у многих это техника – личная. КамАЗ – это кормилец целой семьи, и каждый день водитель рискует его лишиться.



Сами же мы начали попадать в наледи на обратном пути из Тикси, когда начало теплеть. Всего мы проехали четыре. По счастью, эти наледи были хоть и обширными и длинными, но не слишком опасными. Тем не менее, было очень нервно ехать по льду, поверхность которого прямо на твоих глазах из трещин наполняется водой.



В сложных местах, где объехать наледь никак невозможно, приходится выходить из машины, промерять глубину пешней или ломом, оценивать состояние льда. Главное здесь изучить заранее выезд из наледи – если въехать в неё легко, то выехать намного труднее. Высоты колеса может не хватить, а еще мешает то, что дно наледи – это чистый, идеально ровный лёд. Машины скользят, из-за сопротивления воды отказываются ехать.

А когда удается выбраться, оказывается, что на колеса и валы намерз лед, он стучит и заметно мешает ехать.

Вот таков наш опыт взаимодействия с «тарынами», по счастью не печальный и не плачевный. Можно сказать, что мы легко отделались!



Если есть какие-то вопросы, задавайте в комментариях. Другие фотографии из экспедиции можете найти на сайте rgoexpo.ru и на официальных страницах в соцсетях:
ВКонтакте – vk.com/rgoexporu
Facebook – facebook.com/rgoexpo.ru
Instagram – instagram.com/rgoexpo.ru

11 комментариев

Kalugatravel
Репортаж не снимали? Тут целый фильм можно сделать интересный :)
Bogdan Bulychev
Всё засняли. Скоро будет фильм о нашем путешествии!)
Artem
очень суровые условия
ZokinRoman
Большая беда для водителей. Мало того, что рабочий сезон просран, так еще и адский труд, чтобы вызволить машину.
Bogdan Bulychev
Да, водители (владельцы машин), конечно пострадали по полной. Но ребята полны оптимизма, а это радует!)
GenaMakarov
Офигеть конечно! спасибо за репортаж!
Bogdan Bulychev
Скоро будут ещё интересные посты из Экспедиции!
atamanLeha
Вам для «парада тойот» еще сотки и семидесятки не хватает :)
Bogdan Bulychev
Ну и старичка 40 ку, уж для полного набора нужно!)

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: